Тема пришельцев, которые притворяются людьми, была крайне популярна в пятидесятые годы в Америке. Мораль таких фильмов: «Не доверяй никому. Любой, даже твой друг, может оказаться пришельцем». В тысяча девятьсот тридцать восьмом году вышел научно-фантастический рассказ Джона Вуда Кэмпбелла младшего под простым названием «Кто идет?».
В пятьдесят первом рассказ экранизировали, но фильм довольно сильно отличался от первоисточника. И в семидесятые годы им заинтересовался мастер хоррора(а тогда еще никому неизвестный) Джон Карпентер. И лишь после успеха «Чужого» про инопланетную «бяку», Карпентер смог реализовать свой проект.
На Земле разбился корабль пришельца из дальнего космоса. Он пролежал в толще льда тысячелетия, пока норвежцы-полярники не откопали его. Американским же полярникам во главе с бородатым Куртом Расселом достается удар от инопланетянина. Помощи ждать неоткуда, повсюду ледяная пустыня, а герои отрезаны от всего мира.
Это превосходно нагнетает атмосферу безысходности. А дальше у всех начинается паранойя: никто не знает кому верить, любой может оказаться убийственной тварью. Тварью хитрой, тварью которая хочет выжить любой ценой. Напоминает шедевр Ридли Скотта, не правда ли? Но фильм не копирует «Чужого», он привносит свое.
Кошмарный монстр, созданный молодым Робом Боттином, вселяет ужас в сердце и заставляет переживать за героев. К слову, кино это чисто мужское — нет ни одного женского персонажа (электронный голос компьютера не считается).
В этом фильме все является не тем, чем кажется на первый взгляд. Беззащитная собачка вдруг оказывается пришельцем, сумасшедший норвежец с ружьем, оказывается, был переполнен благородными чувствами. Тот, кого подозревали, на самом деле человек и т. д.
Превосходный электронный саундтрек от гениального Эннио Морриконе пробирает до дрожи и позволяет еще лучше прочувствовать атмосферу ужаса.
Фильм достаточно жесток, но пусть это не отпугнет вас: натуралистичные сцены тут к месту. Это же фильм ужасов, а не «Инопланетянин» Спилберга!
Доверие — редкая штука в наши дни. (с)
Именно об этом этот фильм: о доверии. О том, как важно оставаться человеком среди монстров. Герой Курта Рассела благороден, его мысли схожи с мыслями Эллен Рипли: не дать монстру вырваться к цивилизации.
Двусмысленный финал картины вселяет тревогу за судьбу героя Курта Рассела. Что же дальше?
Итог: классика жанра. От этого фильма кровь стынет в жилах от ужаса.
10 из 10
P.S. Люди, учите норвежский язык. Ведь тогда вы поймете предупреждение человека о «Нечто».